Форум » Мостик » Расчёт поправки компаса. » Ответить

Расчёт поправки компаса.

`KG`: не нашел куда написать. Напишу здесь. Заставили каждый день брать восход и заход солнца и поправку гиро компаса, Скаймейт спасает, но если скажут расчитать на деле, будет беда. Из того что понял из Альманаха. Поправка Гирокомпаса. берем Обс. пеоленг на солнце, записываем координаты, и Время ЮТС. Находим GHA на ваше время, потом Инкримент на ваши минуты и секунды из таблицы складываем. Потом складываем исправленное ГХА с лонг получаем ЛХА. Запиываем Деклинейшн на ваше время (часы). Берем из альманаха поправку Д-коррекшн. складываем или отнимаем? Получаем расчитанную деклинашн. Теперь формула А, Б и С А=ТангенсЛАТ деленный на ТангЛХА ( если ЛХА 90*-270* = название такое же как и ЛАТ) Б=Тангенс Декл деленный на синус ЛХА (название такое же как и у Декл) С= А+Б или А-Б (в зависимости от знака) Истинный азимут ТрАз= танг в минус первой стпени(1/С*косинус ЛАТ) как понять вот это [quote]True Azimut named as C prefix and suf named E when LHA 180*-360* and W when LHA 000-180*.[/quote] В общем на сегодняшнем примере у меня получилась ересь в расчете. Калькуляции правильные только до момента А Б С потому что при расчете Tr Az у меня получилось -15,96 Е. Что делать дальше я не могу понять. Просветите. Пример. [quote]Дата 13,02,13 ЮТС 0853 ЛАТ 21-27,9Н ЛОНГ 39,09 Е А -2,019101203 С Б -1,23393084 С С -3,253032051 С [/quote]

Ответов - 169, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Demyan: `KG` "А" и "В" идут со своим префиксом N или S.Соответственно "С" тоже будет с префиксом в зависимости от результата сложения "А" и "В".Теперь в зависимости от своего ЛХА ты выбираешь второй префикс E или W(как ты сам и описал выше).С получившимся "С" заходишь в Норрис(ну или по тангенсу как делал ты) и выбираешь/считаешь азимут.То есть получится что-то вроде "знак С - табличный азимут - знак ЛХА".То есть в твоём случае это N 15.96 E. В этом случае азимут будет таким,как он посчитан(то есть находится в четверти NE),если будет SE,то истинный азимут будет 180-табличный,если SW,то 180+табличный,а если NW,то 360-табличный.В твоём случае 0+табличный,то есть сам табличный результат и есть истинный азимут.Как-то так на пальцах. З.Ы. Неужеле из штурманов некому помочь?

`KG`: отношение к русским кадетам я бы сказал не очень. да получил я Н 15,96 Е теперь по этому азимуту ищем поправку из Нориса? Я не могу понять что делать дальше с ТрАз. Почему в ответе 0,3 градуса :)

-Varela-: `KG` привет Норрис тебе в конечном итоге выдает истинный азимут. Изначально, если ты берешь на рассвет и/или закат, значит ист. азимут у тебя должен быть около 090 / 270 градусов, азимуты типа 015 градусов при этом раскладе - чушь. Если ты все правильно делаешь в альманахе, а в конце этой книжки есть пример очень доступный как это делать со звездами, солнцем и планетами, тогда мой тебе совет, попробуй воспользоваться самими таблицами АВС, а не инженерным калькулятором. Для входа в таблицы тебе нужна: LHA, lat, Dec. Заходишь в начале в таблицы А. По горизонтали вверху и внизу идут шкалы с LHA с лева и справа по вертикали Lat, на пересечении этих линий получаешь коэффициент А. В низу каждой странички есть описание с каким знаком должно быть А, что то типа такого(A always named as latitude exept when LHA between 000-180), т.е. отсюда ты берешь имя коэф. Должно получиться что то типа А=0,15N. Заходишь в таблицы В. По горизонтали вверху и внизу идут шкалы с LHA с лева и справа по вертикали Dec, на пересечении этих линий получаешь коэффициент B. В низу каждой странички есть описание с каким знаком должно быть В, что то типа такого(В always named as Dec), т.е. отсюда ты берешь имя коэф. Должно получиться что то типа B=0,07N. Теперь зная А и В находим С, С = А +/- В, т.е. (1.N+N, 2.S+S, 3.N+/-S), если у тебя попадается расклад номер 3 когда коэф. с разными полюсами, тогда отнимаешь от большего меньшее и ставишь имя большего, например: А=0,12N В=0,15S С=0,03S. Теперь зная коэф С, заходишь в таблицы С. По горизонтали идут коэффициенты, по вертикали по моему широты, ну а на пересечении будет твой азимут. Но только опять внизу странички будет примерно такая надпись `KG` пишет: True Azimut named as C prefix and suf named E when LHA 180*-360* and W when LHA 000-180*. и дальше действуй как описал Demyan пишет: если будет SE,то истинный азимут будет 180-табличный,если SW,то 180+табличный,а если NW,то 360-табличный.В твоём случае 0+табличный,то есть сам табличный результат и есть истинный азимут.Как-то так на пальцах. пс: если пользуешься инженерным калькулятором, можно допустить ошибку, скобка, минус и т.д. Да и капитан может сказать, забудь про калькулятор, вот тебе ручка, лист бумаги и таблицы, время пошло...

-Varela-: `KG` пишет: отношение к русским кадетам я бы сказал не очень. Вообще при таком раскладе, тебя могут заклевать даже при том что ты будешь знать как пользоваться таблицами. Да к стати заметил очень не здоровую тенденцию в последние годы, младшие штурмана не умеют пользоваться ничем кроме скаймейт, старфайндер и т.д. Это же очень полезная зарядка для мозга, я начиная с кадетства и до самого позднего 2пк считал это все за 5-7 минут на каждой вахте. Даже соревновались кто больше поправок сделает за неделю

papasha: `KG` Перед таблицами (и Brown's, и Norries) идут объяснения с примерами. Попробуйте пройти их, понимая каждое действие. После этого сможете и свои задачи выполнять, и объяснить почему вы делаете именно так (в мою бытность младшим помощником ответить на сакраментальный вопрос "Who told You???" я мог только с книгой в руках, иначе - неправ априори). Здесь есть объяснения с примерами, здесь проформы, облегчающие расчёты. Чтобы не гадать, что делать с d-corr, сравните значение declination предыдущего и следующего часа, рассчитанное вами должно быть между ними (увеличивается значение - прибавляйте, уменьшается - отнимайте). Плюс попробуйте использовать формулу котангенсов и калькулятор с тригонометрическими функциями вместо Norries (может впечатлить начальство и отношение будет более лояльным). Удачи

`KG`: Спасибо. Загрузил мозг на всю ночь. ЗЫ Мало того что 1 русский, так еще отношение. Рабочий день и 2 часа вахты. график идеальный. с 8 до 5 работаем на палубе, потом с 8 до 10 мостик, с 10 до 0000 пиратская вахта, ах да и еще замеры в 6 утра. Попал кадетом епт

Lupus: Определение поправки гирокомпаса вручную. Этап первый. Навигационный. Шо нам надо? Азимут (гирокомпасный пеленг) на светило (Солнце, Луна, планета, звезда). На момент снятия пеленга фиксируем с GPS широту, долготу и время (UTC!) Этап второй. Табличный. В астрономическом ежегоднике (Nautical Almanach) на дату и время (UTC) ,берем часовой угол GHA и склонение d (Declination). Здесь же смотрим поправку на склонение. Берем из альманаха поправку Д-коррекшн. складываем или отнимаем? Знак поправки будет положительным, если табличное склонение по времени увеличивается и наоборот отрицательным, если уменьшается. Но это не окончательная поправка. В конце альманаха в поправках на минуты получаем конечный результат поправки. Поправка к склонению очень мало влияет на конечный результат, а потому если Вы даже ошибетесь – это будет незаметно. ;). На звезды вообще нет поправки на склонение, на планеты поправки на данном этапе несколько другие, но так же особо не влияют на результат. Побольше поправки при расчетах по Луне. Главное внимание на данном этапе должно быть уделено знаку склонения. ( S или N) – здесь ошибаться нельзя! Не забываем выписывать поправки (HA и Declination) на минуты обычно в конце таблиц, которые используем на следующем этапе. Этап третий. Математический. Сняв данные с альманаха переходим к математическим вычислениям. Не забываем, что мы имеем дело с градусными величинами и прибавлять и отнимать их надо соответственно! Итак мы имеем φ, λ, GHA, Dec и ARIES GHA, SHA для звезд Нам надо найти LHA (Local Hour Angle) для любого светила которое мы вычисляем. Для простоты вычисления делаем все в столбик на бумаге. Для Солнца, Луны и Планет: LHA = GHA +/- λ (знак +/- для E/W долготы соответственно) Для Звезд: LHA = ARIES GHA + SHA +/- λ Поправку на минуты к часовому углу (HA) всегда прибавляем, а к склонению в зависимости от знака. Если LHA получается больше 360 градусов соответственно отнимаем эти самые 360 градусов. Этап четвертый. Таблица Norie’s. На всех судах, где я работал они присутствовали, может мне везло ). В принципе можно их и выписать – дата издания роли не играют ;), Думаю, их можно достать и в электронном виде, так как они не подлежат up date. Используем так называемые A,B,C таблицы. Примеры расчета по ним на странице 21-22. Будьте очень внимательны и следуйте основным правилам этих таблиц. Ошибаться в знаках – НЕЛЬЗЯ ! Итак: 1) Находим значение А из таблицы А. Входим в таблицу с φ и LHA, интерполируем и получаем значение A. Не забываем, что значение А (S/N) будет противоположное знаку широты кроме случаев когда LHA между 90 и 270º 2) Находим значение B из таблицы B. Входим в таблицу с Dec и LHA, интерполируем и получаем значение B. Не забываем что знак B (S/N) всегда такой же как у Dec. 3) Находим значение С= A+/-B. Если знаки у A и B (S/N) одинаковые то + если разные, то -. С берет значение большей величины. 4) Входим со значением C и φ в таблицу С и находим, опять таки интерполируя значение истинного азимута Azt. Это значение будет в четвертной системе (мысленно представляем себе розу ветров) и будет иметь знаки (S/N) в зависимости от знака C и (W/E) в зависимости от LHA ( если LHA между 180 и 360º то E) Переводим четвертную систему в круговую и вычисляем значение Azt Для наглядности четыре примера всех вариантов сочетаний знаков (N, S and E, W) N40E – Это 40 градусов в круговом счете. N40W – это 320 градусов в круговом счете S40E – это 140 градусов в круговом счете S40W – это 220 градусов в круговом счете Этап окончательный. Согласно формулы Azt - Ag от полученного табличного азимута отнимаем гирокомпасный пеленг и получаем поправку гирокомпаса. P.S Я специально упоминал все виды светил (Солнце, Луна, планеты, звезды), так как сложность вычислений после третьего этапа одинаковы. Иногда смешно слышать от штурманов, что они умеют определять поправку гирокомпаса только по Солнцу.

snajdan: Lupus пишет: P.S Я специально упоминал все виды светил (Солнце, Луна, планеты, звезды), так как сложность вычислений после третьего этапа одинаковы. Иногда смешно слышать от штурманов, что они умеют определять поправку гирокомпаса только по Солнцу. Просто может они и умеют делать по Луне и звёздам, но Солнце более точный и лёгкий способ, по сравнению с маленькой звёздочкой елси снимать пеленг на неё с пеленгатора, погрешность будет намного больше! имхо! с Уважением!

04eHb cTpaHH0: Lupus пишет: Этап первый. Навигационный. Шо нам надо? Истинный пеленг на светило (Солнце, Луна, планета, звезда) Извините, что вмешиваюсь, но это ведь вы снимаете пеленг Гиро. Истинный пеленг в конце расчитан будет аж после нориса ;)

Lupus: 04eHb cTpaHH0 пишет: Извините, что вмешиваюсь, но это ведь вы снимаете пеленг Гиро. Истинный пеленг в конце расчитан будет аж после нориса ;) Да, конечно, на первом этапе снимаем гирокомпасный пеленг. ОпЫсался, исправляю.

reedsreeds: 04eHb cTpaHH0 пишет: Истинный пеленг в конце расчитан будет аж после нориса ;) А почему все зациклены на "норисе"? Существуют еще и Sight Reduction Tables NP401 или Rapid Sight Reduction Tables NP303. Они гораздо легче в применении.

04eHb cTpaHH0: reedsreeds Конкретно тут речь шла о Норисе в четвёртом этапе, не так-ли? ;) Гораздо легче в применении Створные Линии и знаки ;)

reedsreeds: 04eHb cTpaHH0 пишет: Конкретно тут речь шла о Норисе в четвёртом этапе, не так-ли? ;) Не совсем - KG писал: Заставили каждый день брать восход и заход солнца и поправку гиро компаса, - Я предполагаю, что кроме альманаха, "норриса" и Скаймейта ему незнакомы другие пособия для астрономических способов определения поправки компаса. Поэтому хотел обратить внимание на другие пособия. 04eHb cTpaHH0 пишет: Гораздо легче в применении Створные Линии и знаки ;) - Согласен с Вами на 101%! Удачи Всем P.S. восход и заход солнца не люблю использовать для определения поправки

04eHb cTpaHH0: reedsreeds а это я относительно нориса писал к комментарию Lupus-a =) П.С. У меня сейчас вообще весь контракт оверкаст )

Demyan: reedsreeds пишет: А почему все зациклены на "норисе"? Видимо дело привычки.Я тоже Норрисом пользуюсь.

04eHb cTpaHH0: Demyan это не я писал. Я тоже его юзаю в случае надобности

Olegus: на худой конец, если срочно надо, можно по линии причала(грубо), конечно, это совет к тому случаю, если сервис делали, я так сверял, иначе как ещё в порту? спец сделал сервис и ускакал, а пока до створов или буёв ещё дойти надо... обычно всё ок.

04eHb cTpaHH0: Olegus Да, я кстати забыл о самом простом методе =)

Lupus: Olegus пишет: на худой конец, если срочно надо, можно по линии причала(грубо), конечно, это совет к тому случаю, если сервис делали, я так сверял, иначе как ещё в порту? спец сделал сервис и ускакал, а пока до створов или буёв ещё дойти надо... Ходишь, ходишь в море и нифига не знаешь, а оказывается поправку гирокомпаса можно определять — по пеленгу ориентира, место которого нанесено на карту, вот. Способ называется -по пеленгу отдаленного ориентира. В порту отдаленных ориентиров валом: маяки, башни, вышки… Способ применяется в порту, когда место стоянки судна у причала точно известно. В видимости с судна необходимо иметь отдаленный ориентир, нанесенный на карту. Для определения поправки гирокомпаса место судна наносят на карту крупного масштаба и с этой карты измеряют истинный пеленг ИПР с судна на ориентир Ρ. Гирокомпасный пеленг ГКПР на этот же ориентир измеряют с помощью пеленгатора ΔГК= ИПР-ГКПр. Описание взято из учебника Дмитриева, Григорян, Катенина «Навигация и лоция» 2004 года издания. В принципе этот метод можно применять и в море на небольших расстояниях от берега, при той же стоянке на якоре. Сам был сначала в шоке, когда мне один штурман-академик начал учить по этому поводу: мол возле берега поправку компаса лучше определять по пеленгу отдаленного ориентира, а не по солнцу и звездам… Полез в интернет и там нашел такие же мнения…

Olegus: Lupus это если есть такая возможность и время, а когда "трамвай" швыряет из-за грузовых, 2-3 крана мельтешат и ориентира не видно? а ещё у меня был сдвиг на ECDIS, мудаки GPS где-то на баке "прошили" и надо было думать, где твоё истинное положение... и с какого борта и пеленгатора брать помнить надо. а метод, да, хорош, когда порт не сильно захламлен и есть куда взять пеленга... тогда можно точно высчитать поправку... а ещё, недавно, у меня был стпом 50лет, он хотел в облачность и туман(sic!) взять поправку по Солнцу на рейде... я и ох...л слегка...



полная версия страницы