Форум » Мостик » Расчёт поправки компаса. » Ответить

Расчёт поправки компаса.

`KG`: не нашел куда написать. Напишу здесь. Заставили каждый день брать восход и заход солнца и поправку гиро компаса, Скаймейт спасает, но если скажут расчитать на деле, будет беда. Из того что понял из Альманаха. Поправка Гирокомпаса. берем Обс. пеоленг на солнце, записываем координаты, и Время ЮТС. Находим GHA на ваше время, потом Инкримент на ваши минуты и секунды из таблицы складываем. Потом складываем исправленное ГХА с лонг получаем ЛХА. Запиываем Деклинейшн на ваше время (часы). Берем из альманаха поправку Д-коррекшн. складываем или отнимаем? Получаем расчитанную деклинашн. Теперь формула А, Б и С А=ТангенсЛАТ деленный на ТангЛХА ( если ЛХА 90*-270* = название такое же как и ЛАТ) Б=Тангенс Декл деленный на синус ЛХА (название такое же как и у Декл) С= А+Б или А-Б (в зависимости от знака) Истинный азимут ТрАз= танг в минус первой стпени(1/С*косинус ЛАТ) как понять вот это [quote]True Azimut named as C prefix and suf named E when LHA 180*-360* and W when LHA 000-180*.[/quote] В общем на сегодняшнем примере у меня получилась ересь в расчете. Калькуляции правильные только до момента А Б С потому что при расчете Tr Az у меня получилось -15,96 Е. Что делать дальше я не могу понять. Просветите. Пример. [quote]Дата 13,02,13 ЮТС 0853 ЛАТ 21-27,9Н ЛОНГ 39,09 Е А -2,019101203 С Б -1,23393084 С С -3,253032051 С [/quote]

Ответов - 169, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Demyan: `KG` "А" и "В" идут со своим префиксом N или S.Соответственно "С" тоже будет с префиксом в зависимости от результата сложения "А" и "В".Теперь в зависимости от своего ЛХА ты выбираешь второй префикс E или W(как ты сам и описал выше).С получившимся "С" заходишь в Норрис(ну или по тангенсу как делал ты) и выбираешь/считаешь азимут.То есть получится что-то вроде "знак С - табличный азимут - знак ЛХА".То есть в твоём случае это N 15.96 E. В этом случае азимут будет таким,как он посчитан(то есть находится в четверти NE),если будет SE,то истинный азимут будет 180-табличный,если SW,то 180+табличный,а если NW,то 360-табличный.В твоём случае 0+табличный,то есть сам табличный результат и есть истинный азимут.Как-то так на пальцах. З.Ы. Неужеле из штурманов некому помочь?

`KG`: отношение к русским кадетам я бы сказал не очень. да получил я Н 15,96 Е теперь по этому азимуту ищем поправку из Нориса? Я не могу понять что делать дальше с ТрАз. Почему в ответе 0,3 градуса :)

-Varela-: `KG` привет Норрис тебе в конечном итоге выдает истинный азимут. Изначально, если ты берешь на рассвет и/или закат, значит ист. азимут у тебя должен быть около 090 / 270 градусов, азимуты типа 015 градусов при этом раскладе - чушь. Если ты все правильно делаешь в альманахе, а в конце этой книжки есть пример очень доступный как это делать со звездами, солнцем и планетами, тогда мой тебе совет, попробуй воспользоваться самими таблицами АВС, а не инженерным калькулятором. Для входа в таблицы тебе нужна: LHA, lat, Dec. Заходишь в начале в таблицы А. По горизонтали вверху и внизу идут шкалы с LHA с лева и справа по вертикали Lat, на пересечении этих линий получаешь коэффициент А. В низу каждой странички есть описание с каким знаком должно быть А, что то типа такого(A always named as latitude exept when LHA between 000-180), т.е. отсюда ты берешь имя коэф. Должно получиться что то типа А=0,15N. Заходишь в таблицы В. По горизонтали вверху и внизу идут шкалы с LHA с лева и справа по вертикали Dec, на пересечении этих линий получаешь коэффициент B. В низу каждой странички есть описание с каким знаком должно быть В, что то типа такого(В always named as Dec), т.е. отсюда ты берешь имя коэф. Должно получиться что то типа B=0,07N. Теперь зная А и В находим С, С = А +/- В, т.е. (1.N+N, 2.S+S, 3.N+/-S), если у тебя попадается расклад номер 3 когда коэф. с разными полюсами, тогда отнимаешь от большего меньшее и ставишь имя большего, например: А=0,12N В=0,15S С=0,03S. Теперь зная коэф С, заходишь в таблицы С. По горизонтали идут коэффициенты, по вертикали по моему широты, ну а на пересечении будет твой азимут. Но только опять внизу странички будет примерно такая надпись `KG` пишет: True Azimut named as C prefix and suf named E when LHA 180*-360* and W when LHA 000-180*. и дальше действуй как описал Demyan пишет: если будет SE,то истинный азимут будет 180-табличный,если SW,то 180+табличный,а если NW,то 360-табличный.В твоём случае 0+табличный,то есть сам табличный результат и есть истинный азимут.Как-то так на пальцах. пс: если пользуешься инженерным калькулятором, можно допустить ошибку, скобка, минус и т.д. Да и капитан может сказать, забудь про калькулятор, вот тебе ручка, лист бумаги и таблицы, время пошло...

-Varela-: `KG` пишет: отношение к русским кадетам я бы сказал не очень. Вообще при таком раскладе, тебя могут заклевать даже при том что ты будешь знать как пользоваться таблицами. Да к стати заметил очень не здоровую тенденцию в последние годы, младшие штурмана не умеют пользоваться ничем кроме скаймейт, старфайндер и т.д. Это же очень полезная зарядка для мозга, я начиная с кадетства и до самого позднего 2пк считал это все за 5-7 минут на каждой вахте. Даже соревновались кто больше поправок сделает за неделю

papasha: `KG` Перед таблицами (и Brown's, и Norries) идут объяснения с примерами. Попробуйте пройти их, понимая каждое действие. После этого сможете и свои задачи выполнять, и объяснить почему вы делаете именно так (в мою бытность младшим помощником ответить на сакраментальный вопрос "Who told You???" я мог только с книгой в руках, иначе - неправ априори). Здесь есть объяснения с примерами, здесь проформы, облегчающие расчёты. Чтобы не гадать, что делать с d-corr, сравните значение declination предыдущего и следующего часа, рассчитанное вами должно быть между ними (увеличивается значение - прибавляйте, уменьшается - отнимайте). Плюс попробуйте использовать формулу котангенсов и калькулятор с тригонометрическими функциями вместо Norries (может впечатлить начальство и отношение будет более лояльным). Удачи

`KG`: Спасибо. Загрузил мозг на всю ночь. ЗЫ Мало того что 1 русский, так еще отношение. Рабочий день и 2 часа вахты. график идеальный. с 8 до 5 работаем на палубе, потом с 8 до 10 мостик, с 10 до 0000 пиратская вахта, ах да и еще замеры в 6 утра. Попал кадетом епт

Lupus: Определение поправки гирокомпаса вручную. Этап первый. Навигационный. Шо нам надо? Азимут (гирокомпасный пеленг) на светило (Солнце, Луна, планета, звезда). На момент снятия пеленга фиксируем с GPS широту, долготу и время (UTC!) Этап второй. Табличный. В астрономическом ежегоднике (Nautical Almanach) на дату и время (UTC) ,берем часовой угол GHA и склонение d (Declination). Здесь же смотрим поправку на склонение. Берем из альманаха поправку Д-коррекшн. складываем или отнимаем? Знак поправки будет положительным, если табличное склонение по времени увеличивается и наоборот отрицательным, если уменьшается. Но это не окончательная поправка. В конце альманаха в поправках на минуты получаем конечный результат поправки. Поправка к склонению очень мало влияет на конечный результат, а потому если Вы даже ошибетесь – это будет незаметно. ;). На звезды вообще нет поправки на склонение, на планеты поправки на данном этапе несколько другие, но так же особо не влияют на результат. Побольше поправки при расчетах по Луне. Главное внимание на данном этапе должно быть уделено знаку склонения. ( S или N) – здесь ошибаться нельзя! Не забываем выписывать поправки (HA и Declination) на минуты обычно в конце таблиц, которые используем на следующем этапе. Этап третий. Математический. Сняв данные с альманаха переходим к математическим вычислениям. Не забываем, что мы имеем дело с градусными величинами и прибавлять и отнимать их надо соответственно! Итак мы имеем φ, λ, GHA, Dec и ARIES GHA, SHA для звезд Нам надо найти LHA (Local Hour Angle) для любого светила которое мы вычисляем. Для простоты вычисления делаем все в столбик на бумаге. Для Солнца, Луны и Планет: LHA = GHA +/- λ (знак +/- для E/W долготы соответственно) Для Звезд: LHA = ARIES GHA + SHA +/- λ Поправку на минуты к часовому углу (HA) всегда прибавляем, а к склонению в зависимости от знака. Если LHA получается больше 360 градусов соответственно отнимаем эти самые 360 градусов. Этап четвертый. Таблица Norie’s. На всех судах, где я работал они присутствовали, может мне везло ). В принципе можно их и выписать – дата издания роли не играют ;), Думаю, их можно достать и в электронном виде, так как они не подлежат up date. Используем так называемые A,B,C таблицы. Примеры расчета по ним на странице 21-22. Будьте очень внимательны и следуйте основным правилам этих таблиц. Ошибаться в знаках – НЕЛЬЗЯ ! Итак: 1) Находим значение А из таблицы А. Входим в таблицу с φ и LHA, интерполируем и получаем значение A. Не забываем, что значение А (S/N) будет противоположное знаку широты кроме случаев когда LHA между 90 и 270º 2) Находим значение B из таблицы B. Входим в таблицу с Dec и LHA, интерполируем и получаем значение B. Не забываем что знак B (S/N) всегда такой же как у Dec. 3) Находим значение С= A+/-B. Если знаки у A и B (S/N) одинаковые то + если разные, то -. С берет значение большей величины. 4) Входим со значением C и φ в таблицу С и находим, опять таки интерполируя значение истинного азимута Azt. Это значение будет в четвертной системе (мысленно представляем себе розу ветров) и будет иметь знаки (S/N) в зависимости от знака C и (W/E) в зависимости от LHA ( если LHA между 180 и 360º то E) Переводим четвертную систему в круговую и вычисляем значение Azt Для наглядности четыре примера всех вариантов сочетаний знаков (N, S and E, W) N40E – Это 40 градусов в круговом счете. N40W – это 320 градусов в круговом счете S40E – это 140 градусов в круговом счете S40W – это 220 градусов в круговом счете Этап окончательный. Согласно формулы Azt - Ag от полученного табличного азимута отнимаем гирокомпасный пеленг и получаем поправку гирокомпаса. P.S Я специально упоминал все виды светил (Солнце, Луна, планеты, звезды), так как сложность вычислений после третьего этапа одинаковы. Иногда смешно слышать от штурманов, что они умеют определять поправку гирокомпаса только по Солнцу.

snajdan: Lupus пишет: P.S Я специально упоминал все виды светил (Солнце, Луна, планеты, звезды), так как сложность вычислений после третьего этапа одинаковы. Иногда смешно слышать от штурманов, что они умеют определять поправку гирокомпаса только по Солнцу. Просто может они и умеют делать по Луне и звёздам, но Солнце более точный и лёгкий способ, по сравнению с маленькой звёздочкой елси снимать пеленг на неё с пеленгатора, погрешность будет намного больше! имхо! с Уважением!

04eHb cTpaHH0: Lupus пишет: Этап первый. Навигационный. Шо нам надо? Истинный пеленг на светило (Солнце, Луна, планета, звезда) Извините, что вмешиваюсь, но это ведь вы снимаете пеленг Гиро. Истинный пеленг в конце расчитан будет аж после нориса ;)

Lupus: 04eHb cTpaHH0 пишет: Извините, что вмешиваюсь, но это ведь вы снимаете пеленг Гиро. Истинный пеленг в конце расчитан будет аж после нориса ;) Да, конечно, на первом этапе снимаем гирокомпасный пеленг. ОпЫсался, исправляю.

reedsreeds: 04eHb cTpaHH0 пишет: Истинный пеленг в конце расчитан будет аж после нориса ;) А почему все зациклены на "норисе"? Существуют еще и Sight Reduction Tables NP401 или Rapid Sight Reduction Tables NP303. Они гораздо легче в применении.

04eHb cTpaHH0: reedsreeds Конкретно тут речь шла о Норисе в четвёртом этапе, не так-ли? ;) Гораздо легче в применении Створные Линии и знаки ;)

reedsreeds: 04eHb cTpaHH0 пишет: Конкретно тут речь шла о Норисе в четвёртом этапе, не так-ли? ;) Не совсем - KG писал: Заставили каждый день брать восход и заход солнца и поправку гиро компаса, - Я предполагаю, что кроме альманаха, "норриса" и Скаймейта ему незнакомы другие пособия для астрономических способов определения поправки компаса. Поэтому хотел обратить внимание на другие пособия. 04eHb cTpaHH0 пишет: Гораздо легче в применении Створные Линии и знаки ;) - Согласен с Вами на 101%! Удачи Всем P.S. восход и заход солнца не люблю использовать для определения поправки

04eHb cTpaHH0: reedsreeds а это я относительно нориса писал к комментарию Lupus-a =) П.С. У меня сейчас вообще весь контракт оверкаст )

Demyan: reedsreeds пишет: А почему все зациклены на "норисе"? Видимо дело привычки.Я тоже Норрисом пользуюсь.

04eHb cTpaHH0: Demyan это не я писал. Я тоже его юзаю в случае надобности

Olegus: на худой конец, если срочно надо, можно по линии причала(грубо), конечно, это совет к тому случаю, если сервис делали, я так сверял, иначе как ещё в порту? спец сделал сервис и ускакал, а пока до створов или буёв ещё дойти надо... обычно всё ок.

04eHb cTpaHH0: Olegus Да, я кстати забыл о самом простом методе =)

Lupus: Olegus пишет: на худой конец, если срочно надо, можно по линии причала(грубо), конечно, это совет к тому случаю, если сервис делали, я так сверял, иначе как ещё в порту? спец сделал сервис и ускакал, а пока до створов или буёв ещё дойти надо... Ходишь, ходишь в море и нифига не знаешь, а оказывается поправку гирокомпаса можно определять — по пеленгу ориентира, место которого нанесено на карту, вот. Способ называется -по пеленгу отдаленного ориентира. В порту отдаленных ориентиров валом: маяки, башни, вышки… Способ применяется в порту, когда место стоянки судна у причала точно известно. В видимости с судна необходимо иметь отдаленный ориентир, нанесенный на карту. Для определения поправки гирокомпаса место судна наносят на карту крупного масштаба и с этой карты измеряют истинный пеленг ИПР с судна на ориентир Ρ. Гирокомпасный пеленг ГКПР на этот же ориентир измеряют с помощью пеленгатора ΔГК= ИПР-ГКПр. Описание взято из учебника Дмитриева, Григорян, Катенина «Навигация и лоция» 2004 года издания. В принципе этот метод можно применять и в море на небольших расстояниях от берега, при той же стоянке на якоре. Сам был сначала в шоке, когда мне один штурман-академик начал учить по этому поводу: мол возле берега поправку компаса лучше определять по пеленгу отдаленного ориентира, а не по солнцу и звездам… Полез в интернет и там нашел такие же мнения…

Olegus: Lupus это если есть такая возможность и время, а когда "трамвай" швыряет из-за грузовых, 2-3 крана мельтешат и ориентира не видно? а ещё у меня был сдвиг на ECDIS, мудаки GPS где-то на баке "прошили" и надо было думать, где твоё истинное положение... и с какого борта и пеленгатора брать помнить надо. а метод, да, хорош, когда порт не сильно захламлен и есть куда взять пеленга... тогда можно точно высчитать поправку... а ещё, недавно, у меня был стпом 50лет, он хотел в облачность и туман(sic!) взять поправку по Солнцу на рейде... я и ох...л слегка...

Alexmaritime: Olegus пишет: у меня был стпом 50лет, он хотел в облачность и туман(sic!) взять поправку по Солнцу на рейде... значит ты не работал со "старперами". В те самые далекие годы, когда ни о какой электронике и речи не было, они могли с ахрененной точностью взять солнышко и в облачность и в туман! Просто по пятну. И все это отговорки - "трамвай, краны, конструкции" - если есть желание, то не составит никакого труда и пеленг взять и расчеты произвести.

Demyan: Alexmaritime пишет: В те самые далекие годы, когда ни о какой электронике и речи не было, они могли с ахрененной точностью взять солнышко и в облачность и в туман! Просто по пятну. Если для обсервации,то сойдёт(если другого ничего нет),а для поправки компаса-ИМХО это бессмысленно.Какая точность такого определения по "пятну",если для поправки важны десятые доли градуса?

Olegus: Alexmaritime Саша, не пугай меня... он не собирался брать приборы в руки... а хотел подогнать результат по ECDIS.

Alexmaritime: Demyan пишет: Если для обсервации,то сойдёт так за это и речь. Кстати, и для приближенного вычисления поправки то же сойдет, если судно чешет через океан в течении месяца, а погоды не в дугу. Школа была другая. Olegus пишет: он не собирался брать приборы в руки... а хотел подогнать результат по ECDIS ты же писал за поправку по Солнцу...

Olegus: Alexmaritime а ты читал как? как минимум на восходе нужен пеленг...

Alexmaritime: Olegus пишет: а ты читал как? я читал так, как ты написал Olegus пишет: а ещё, недавно, у меня был стпом 50лет, он хотел в облачность и туман(sic!) взять поправку по Солнцу на рейде.. ну, да ладно.

Olegus: Alexmaritime а, извини, я не полно написал... да по-любому это бред, в облачность ловить Солнце.

Lupus: Olegus пишет: как минимум на восходе нужен пеленг... Типа, он возит с собой МТ-75. Очень хорошо понимаю тебя, так как еще встречаются такие мастодонты.

cтрелок-радист: я возил с собой МТ75 в свое время. и че я - мастодонт? нориса и всякие другие таблицы никогда не любил, пользовался альманахом и калькулятором. а треугольник разогнать - кто еще помнит с чем это едят?

Lupus: cтрелок-радист пишет: я возил с собой МТ75 в свое время. и че я - мастодонт? нориса и всякие другие таблицы никогда не любил, пользовался альманахом и калькулятором. Конечно мастодонт ;), так как для нелюбимого Вами Норриса неважно в какой момент вы взяли пеленг на любое светило, а для МТ-75 подходят исключительно пеленги на край Солнца во время восхода и захода. Я считаю лучше потратить для расчета максимум 5 минут (Sky Mate считает еще быстрее), чем ловить Солнце на закате, как бы в тучку еще не ушло ;) cтрелок-радист пишет: а треугольник разогнать - кто еще помнит с чем это едят? Разгонка треугольника делается при определение места по трем пеленгам… Пытался в молодости таким способом определять поправку гирокомпаса – хрень получалась…

cтрелок-радист: Lupus пишет: хрень получалась самый точный метод, между прочим. до 0.1 градуса. и еще. МТ75 я возил в основном для молодых штурманов. для расчетов с помощью калькулятора нужен только альманах. и формула: a = arctg ( sin LHA / (tg DEC * cos φ - sin φ * cos LHA))

Lupus: cтрелок-радист пишет: самый точный метод, между прочим. до 0.1 градуса. С какого неба взята? Неужели Ляльков с Васиным такое написали больше тридцати лет назад… ? Первое шо нашел в инете... Величина средней квадратической погрешности общей поправки гирокомпаса составляет по створам ±0,2°, по пеленгам береговых ориентиров ±0,4°, по небесным светилам ±0,4°. (С)

cтрелок-радист: С какого неба взята? из практики. личной.

Alexmaritime: cтрелок-радист пишет: самый точный метод, между прочим. до 0.1 градуса хотел бы увидеть как у Вас получится...

cтрелок-радист: Alexmaritime обыкновенно. с должным прилежанием и усердием. как учили.

Sailor1994: Добрый день.С поправкой всё понятно, а как определить на какую звезду мы берём пеленг??

stan64: Sailor1994 Для этой цели есть звездный глобус.

snajdan: Sailor1994 пишет: Добрый день.С поправкой всё понятно, а как определить на какую звезду мы берём пеленг?? Есть такая штука, как Star Finder, на судне это чудо обязательно есть.

Kyrylo: snajdan пишет: Есть такая штука, как Star Finder, на судне это чудо обязательно есть. Ну не так уж и обязательно есть... А еще можно, при наличии, побаловаться прогой "Star Walk" для Ipad. В Sky Mate Pro, опять таки, можно поглядеть.

ViTaLgIn: Ещё есть неплохая программка "Stellarium" , которая, при введении координат места и времени, показывает звёздное небо (как мы его видим) в данной точке, с подробным описанием всех видимых, на данный момент, звёзд. С Ув.

snajdan: А ещё лучше, уметь определять некоторые звёзды основные по которым можно зделать поправку, думаю найти: Полярную,Сириус,Bellatrix,Venus и ещё парочку,даже без проги,а так соглашусь, очень классная прога Stellarium.

Lupus: Штурман, незнающий основные навигационные звезды и не умеет опознать планету – просто не любит свою профессию.

безника: Stellarium никогда не юзал, но по описанию понял что она похожа на Starry Night Backyard, которая у меня есть. Забавная штука. У меня, когда небо чистое, хобби такое звёзды и созвездия поузнавать. А вот для определения чего-либо эти знания увы не нужны. Уже второй контракт на судне нет секстана (флаг не требует). Поправку гирокомпаса беру простым методом. Из Брауна беру часовой угол и склонение солнца. Эти данные принимаю за координаты второй точки. Координаты первой точки - это координаты судна на данный момент. В ECDIS делаю новый маршрут (только по дуге, напрямую нельзя) из этих двух точек и снимаю курс с 1-й точки на 2-ю, он же истинный пеленг. Ошень быстро получается. Чуть не забыл часовой угол W перевожу в E если больше 180.

Sailor1994: Lupus пишет: Штурман, незнающий основные навигационные звезды и не умеет опознать планету – просто не любит свою профессию. Ну для начала я еще только на 1 курсе. А ты попади в V.Ship,когда у тебя в контракте написано кадет 4 часа на мостике и 4 на палубе,а тебе капитан говорит,извини но мы не успеваем надо помочь на палубе.... и так 4 месяца как AB работаеш... а потом попадаеш на вахту к 3-ему, который сам бедняга незнает как поправку компаса делать, и сидит мэньюалы читает.... отлично да? )))Умничать и я могу!!

Nyxx: Lupus пишет: Штурман, незнающий основные навигационные звезды и не умеет опознать планету – просто не любит свою профессию. Lupus ,много ли Вы встречали таких романтиков? Основную массу интересует не столько профессия,сколько зарплата,которую эта профессия обеспечивает.

snajdan: Sailor1994 пишет: Ну для начала я еще только на 1 курсе. А ты попади в V.Ship,когда у тебя в контракте написано кадет 4 часа на мостике и 4 на палубе,а тебе капитан говорит,извини но мы не успеваем надо помочь на палубе.... и так 4 месяца как AB работаеш... а потом попадаеш на вахту к 3-ему, который сам бедняга незнает как поправку компаса делать, и сидит мэньюалы читает.... отлично да? )))Умничать и я могу!! Всё зависит какой капитан и старпом, это тебе просто не повезло.

ahts: Nyxx пишет: Lupus ,много ли Вы встречали таких романтиков? Основную массу интересует не столько профессия,сколько зарплата,которую эта профессия обеспечивает. Да и правильно ! ходим в море не звезды считать,а реально деньги и мало кого романтика уже тянет в море.И нечего моразмом заниматься говорить " а если поломается жпс что тогда?" мое мнение если поломается жпс, что либо или кто либо пусть сервис этим занимается ,и беда когда штурмана про это не знают что есть сервис и как его вызвать,если они считая звезды не выучили английский и компьютер-вот проблема.

Lupus: Nyxx опустим лирику и приступим к делу. Sailor 1994 и другим юным академикам ликбез посвящается. Для того, чтобы знать основные звезды не надо компостировать мозги штурманам, которые уже на работе и им не до вас нуждающихся в обучении и не ждать, пока преподаватель в учебном учреждении будет на мифах Древней Греции в вашу голову впихивать название и расположение звездочек – не дождетесь ))). Что надо? Небольшая карта звездного неба, фонарик и ясная погода. Выходим вечером не тусоваться, а смотреть на нЭбо. Полярку находить учат еще в школе по Большой Медведице, но вы же учитесь на штурмана и грош вам цена, если вы выйдя из своего дома не знаете, где север без компаса. Смотрим на север и подымаем голову на середину нЭба – есть Polaris! Не нашли? Тогда можно смело бросать учебу. Полярка это край ручки от ковша Малой Медведицы, покрутили глазиками вокруг полярки и рассмотрели Малую Медведицу, две звездочки ковша малой Медведицы поярче одна из них Kochab . От Полярной в сторону Кохаб выходим на Большую Медведицу. Шесть ярких звезд Большой Медведицы, Кохаб и Полярная итого имеем уже восемь звезд навигационного пользования. От Полярки в противоположную сторону от Большой Медведицы находим перевернутую букву МЭ или англицкую даблю W - это Кассиопея, которая нам дает еще две яркие звездочки Caph и Schedar. В направлении Schedar - Caph выходим на Лебедь, далее Орел. Довольно таки приметные созвездия, которые нужно запоминать, так как если их знаешь, то они быстро бросаются в глаза, особенно голова Орла – три расположенные в ряд на небольшом расстоянии звезды, яркая средняя – это Altair. Клюв Лебедя – это Deneb. Возле Лебедя очень яркая – это альфа Лиры Vega, для проверки рядом с Вегой имеется маленький параллелограммчик. От Денеб через Вегу или более близким путем от ручки большой Медведицы можно выйти на яркую звезду Arcturus. Возле Арктура приметное созвездие Северной Короны, но в навигационном плане нам оно неинтересно, так как не имеет ярких звезд. Поиск Льва и Спики так же оставим для романтиков. В наших широтах так же иногда виден Орион.Четырехугольник с поясом и мечом. ;) Если вы увидели Орион считайте вам повезло – это целый кладезь для штурмана. Rigel, Вetelgeuse, Bellatrix звезды Ориона, недалеко от Ригеля самая яркая звезда нашего небосвода Sirius. Ярче Сириуса могут быть только Планеты, понятное дело не все и не всегда. Под Орионом со стороны Сириуса Procyon, еще дальше близнецы Castor и Pollux. Возле Беллятрикс красноватый Aldebaran. За Альдебараном небольшой Nath и на таком же расстоянии от Нат Capella. Для домашнего задания, думаю, достаточно. На практике, если повезет и пойдете в тропики и далее на юг вам понадобятся знание Южного Креста (можно брать три ярких звезды). На флагах Австралии и Бразилии есть его изображение. Возле Южного Креста альфа и бета Центавра. Еще на юге из ярких Canopus, Achernar и пожалуй Fomalhaut. Да, совсем забыл, если вы не найдете Орион, тогда нужно искать Скорпиона. Приметное созвездие с навигационной звездочкой Antares.

Lupus: ahts пишет: Да и правильно ! ходим в море не звезды считать,а реально деньги и мало кого романтика уже тянет в море.И нечего моразмом заниматься говорить " а если поломается жпс что тогда?" мое мнение если поломается жпс, что либо или кто либо пусть сервис этим занимается ,и беда когда штурмана про это не знают что есть сервис и как его вызвать,если они считая звезды не выучили английский и компьютер-вот проблема. Ahts Ветка как называется? Правильно – Мостик. Тема? Что у вас по теме? Про жпс и всякий бред про сервис своему капитану, а лучше суперу,с пенкой у рта.

Nyxx: Lupus ,будь по Вашему - опустим лирику.Скажите,как часто Вы пользуетесь своими,несомненно,блестящими знаниями на практике? И еще...Заранее знаю ответ,но все же поинтересуюсь - влияют ли каким либо образом конкретно эти знания на Вашу зарплату?

Ram: Lupus пишет Про жпс и всякий бред про сервис своему капитану, а лучше суперу,с пенкой у рта. Ну не смешите, в вашей компании капитаны и супера предпочитают про звёзды слушать?))) Познания несомненно хорошие, но в наше время очевидно излишни в практическом применении, разве что для того чтоб поумничать на форуме...

Lupus: Nyxx пишет: Скажите,как часто Вы пользуетесь своими,несомненно,блестящими знаниями на практике? Когда был старпомом во время океанских переходов каждую утреннюю вахту, если позволяла погода, брал несколько звезд и Солнце. Если Вы каботажник, понимаю, что Вам там не до звезд…, соответственно проходите мимо темы и оставайтесь работать со своими взглядами на штурманскую профессию на малотоннажных судах. Ram пишет: Познания несомненно хорошие, но в наше время очевидно излишни в практическом применении, разве что для того чтоб поумничать на форуме... Касательно умничать – не смешите. Я вам на пальцах рассказал то, что должен знать каждый судоводитель после получения учебного диплома. Или астрономию уже не преподают в мореходке? Вам я смотрю не стыдно, что у нас такой уровень образования. А мне печально, когда штурман-краснодипломник в журнале поправок записывает Полярку в Южном полушарии. Ну, а теперь о необходимости этих знаний. Из практики любимый журнал у State Port Control – это журнал поправок компаса. Одно дело, когда его ведет один навигационный и другое дело, когда в этом журнале отмечаются (ВСЕ!) штурмана, включая капитана. Это, кстати, касается и журнала GMDSS . Порой после слов “Bravo!” проверка мостика превращается в формальность или на этом и заканчивается, было и такое. Если штурман знает основные звезды время определения поправки гирокомпаса – 2 минуты при использовании программки Sky Mate, в ручную - максимум 5 минут. Смысл гнать залипуху?

Ram: Ага, высшую математику, сопромат с теормехом и многое другое кстати тоже не отменяли, неужто вы всё знаете и помните? За уровень образования вобщем стыдно-имею 2 вышки-отучился на судомеха и штурмана (работал и там, и там), так нашему образованию далеко до современных реалий, минимальных познаний в астрономии достаточно для определения поправки, я в космос не собираюсь лететь, и знать где расположены десятки звёзд совсем не нужно, хватает основных. А то, что у вас штурман-краснодипломник в журнале поправок записывал Полярку в Южном полушарии, то это крайний случай, если другие штурмана такого не пишут совсем не значит что они имеют огромные познания в расположении звёзд. Лучше уделить время изучению более полезных вещей, а не вдаваться в крайности , единственно согласен Смысл гнать залипуху? Кстати на малотонажных судах не только в каботаже работают

Olegus: Lupus пишет: во время океанских переходов каждую утреннюю вахту, если позволяла погода, брал несколько звезд и Солнце а точность какова, не укажите? надеюсь, горизонт был чист и не качало? я тут просто уже писал, у меня стпом пытался "залепить" в пасмурную погоду... ну я и не выдержал.

Telemark: Olegus пишет: я тут просто уже писал, у меня стпом пытался "залепить" в пасмурную погоду... ну я и не выдержал. ...и разогнал облака, дабы не вгонять стпома в краску! А по теме: все таки не стоит игнорировать Астрономию как науку и необходимую, и полезную в нашей работе, пусть не всегда используемую и не заслужено забываемую!

Olegus: а вот тут хочу поспорить именно из-за точности астрономии... ну слишком велики отклонения при определении поправок по светилам. пробовал. не интересно. хотя наука красивая и точная...

Fallen_sky: Мужики, ничего не мог толком найти в интернетах. По этому вопрос! Как определить поправку компаса но таблицам Нориса. И именно Нориса.

Evlampiy: Дата: 19 января 2007. Время: 22 часа 28 минут 50 сек. GMT. Широта: 17 град. 54 мин. N. Долгота: 070 град. 59,6 мин. W. ГКП= 247 град. ГКК= 230 град. МК= 230 град. По Nautical Almanac находим Гринвический часовой угол GHA на 22.00 UTC GHA=147 град. 18,4 мин. Поправка на 28 мин. 50 сек. выбираем из таблицы “increments and corrections” =7 град. 12,5 мин. GHA= 147 18,4 +7 12,5= 154 град. 30,9 мин Склонение ( Declination) на 22.00 UTC равно 20 град.16,1S. Изменение склонения за 1 час ( d ) составляет 0,5 градуса. Поскольку с увеличением времени оно идёт на уменьшение, то имеет знак минус: -0,5 град. за час. Время взятия пеленга 22.28 GMT. Поправку на 28 мин. выбираем по значению изменения склонения за час (d = 0,5 град.) в таблице “increments and corrections” v cor. = -0,2 град. Dec= 20 16,1S – 0,2 = 20 15,9 S Расчитываем местный часовой угол LHA: LHA= GHA+долгота Причём Е-вая имеет знак +, а W-вая знак -. LHA= 154 30,9 – 70 59,6 = 83 31,3 W По Norie’s Nautical Tables находим поправки А, В и расчитываем поправку С. По широте и местному часовому углу LHA входим в табл. стр.398. Находим значение поправки А=0,03 S. Поправка имеет противоположное широте наименование, кроме случаев когда часовой угол находится в пределах от 90 до 270 град. По склонению Dec и местному часовому углу LHA входим в табл.стр.399. Находим значение поправки В=0,39 S Поправка всегда одноимённа со склонением Dec. Поправка С= А+В. Поскольку обе поправки одноимённы, то С=0,03+0,39=0,42 S По значению поправки С и широте входим в табл.стр.412 и находим Azimuth = 68,2 SW Наименование азимута формируется из наименования поправки С (S) и наименования часового угла LHA (W). ИГКП= Azimuth плюс/минус 180 град. ИГКП = 68,2 + 180 град = 248,2 град. Поправка ГК= ИГКП-ГКП : 248,2-247,0= 1,2 градуса. ИК=ГКК+ поправка ГК: 230 + 1,2 = 231,2 градуса Поправка МК= ИК – МК : 231,2 – 230 = 1,2 градуса Поправка МК= девиация МК + склонение карты

Evlampiy: Поправка компаса Fallen_sky , смотри еще здесь .

Fallen_sky: Большое спасибо!)

Nevskyy: Парни, всем добрый день. Может есть у кого Norie's Nautical Tablesс cкиньте пожалуйста на lisnevskyi@ukr.net BRGDS

Sasha-777: Подскажите,а как быть,если на судне нет пеленгатора и пеленг на объект можно снять только с главного МК ? Этот пеленг исправлять дев. с таблицы курсов и вар. с карты, и считать его гирокомпасным ?

A.K.: Sasha-777 пишет: Этот пеленг исправлять дев. с таблицы курсов и вар. с карты, и считать его гирокомпасным ? нет, ибо это не гирокомпасный пеленг, а пеленг "через .опу" вы уверены в том, что таблица девиации соответствует действительности? даже если таблица и свежая и составлена не на шару, то на девиацию компаса может оказать влияние груз и другие факторы. ... и можно подробнее, как это нет возможности взять пеленг с репитеров гирокомпаса? Как судно проходит PSC?

Sasha-777: A.K. пишет: это не гирокомпасный пеленг, а пеленг "через .опу" Согласен,поэтому и задал вопрос... A.K. пишет: ... и можно подробнее, как это нет возможности взять пеленг с репитеров гирокомпаса? Как судно проходит PSC? Сам удивился,когда пришел.Конструктивно нет репитеров ГК - крылья мостика чистые, только ГМК на пеленгаторной сверху.А насчет PSC- ..й его знает,как-то прокатывало раньше,а журнал поправок вели от балды! А на носу светит заход в российский порт

A.K.: Sasha-777 пишет: Конструктивно нет репитеров ГК - крылья мостика чистые, только ГМК на пеленгаторной сверху. Это требования СОЛАС: выполняются ли они на вашем судне?

illi4: Sasha-777 а что за судно? Тип, тоннаж?

Inky: illi4 пишет: Sasha-777 а что за судно? Тип, тоннаж? Год постройки? Есть ли на мосту репитеры ГК, с которых можно брать пеленг?

Sasha-777: Inky пишет: Sasha-777 а что за судно? Тип, тоннаж? Inky пишет: Год постройки? Есть ли на мосту репитеры ГК, с которых можно брать пеленг? Судно - маленький контейнеровоз(на 150 TEU),по факту возит в трюме ген. груз,а на палубе контейнера,79г.немецкой постройки,GT-1650.DWT-2200

A.K.: Sasha-777 пишет: GT-1650. тем более, тогда выдержка из СОЛАС, которую выложил чуть выше, на это судно распостроняется в полной мере.

Sasha-777: Видать судовладельца 50 кг не волнуют особо Что посоветуете? Может забить,как до меня и делалось, и журнал поправок ГК тоже нашару вести? (зачем он тогда здесь есть ?)

illi4: Sasha-777 пишет: 50 кг не волнуют особо Ну если у вас GT-1650 кг, то вам тогда точно париться не за что

Inky: Sasha-777 пишет: Может забить,как до меня и делалось, и журнал поправок ГК тоже нашару вести? Будете вести то, чего нет - крайним и окажетесь, если что. Вопрос, кстати: в рубке то есть репитеры, с которых можно пеленг брать, или такая же история как на крыльях?

illi4: Sasha-777 а капитан что говорит по этому поводу?

Sasha-777: illi4 пишет: Ну если у вас GT-1650 кг, то вам тогда точно париться не за что Да,очепятка вышла,тонн,конечно))) Inky пишет: Вопрос, кстати: в рубке то есть репитеры, с которых можно пеленг брать, или такая же история как на крыльях? Такая же... illi4 пишет: а капитан что говорит по этому поводу? Подозреваю,что он даже не догадывается об этом - главное,чтобы журнал поправок был заполнен

Inky: Sasha-777 пишет: Такая же... Sasha-777 пишет: Подозреваю,что он даже не догадывается об этом - главное,чтобы журнал поправок был заполнен Вот и доложите капитану. Журнал поправок заполнять, если поправку брать не на что, я бы сам не стал. В вашем случае ее можно определять только по створам. Их и записывайте. Плюс, для себя, чтоб быть уверенным, можно это делать по причальной линии, если судно стоит сирого параллельно причалу. Я бы так делал. Предварительно проинформировав капитана, разумеется.

A.K.: Sasha-777 пишет: цитата: а капитан что говорит по этому поводу? Подозреваю,что он даже не догадывается об этом капитан - глазами старпома

Sasha-777: Да,так же думал о створах,спасибо за совет ! Правда,обычно при такой возможности лоцман на борту, и тогда уже не до поправок,согласитесь

Sasha-777: To A.K.Понимаю Ваш сарказм,за коллег обидно,не обижайтесь,пожалуйста

illi4: Sasha-777 пишет: лоцман на борту, и тогда уже не до поправок,согласитесь А вот это уже за отмазку не прокатит. Так что дерзайте и берите поправку при любой возможности, хоть по створам.

NLLAmerica: illi4 пишет: Так что дерзайте и берите поправку при любой возможности, хоть по створам. Так как же её брать если пеленгатора нет?

illi4: Хотя бы этот вариант: Inky пишет: можно это делать по причальной линии, если судно стоит сирого параллельно причалу. Sasha-777 пишет: Подозреваю,что он даже не догадывается об этом Так поставьте его в известность. Интересно что он вам на это скажет или какие меры предпримет. Думаю заказать пеленгатор не столь накладно, чем быть задержанным портконтролем.

NLLAmerica: Хотя бы этот вариант:

A.K.: illi4 пишет: Думаю заказать пеленгатор не столь накладно, чем быть задержанным портконтролем. куда его ставить-то? т.к. по той информации, что выдал Sasha-777, на крыльях мостика отсутствуют пелорусы с репитерами ГК. Sasha-777 пишет: .Конструктивно нет репитеров ГК - крылья мостика чистые, только ГМК на пеленгаторной сверху.

illi4: A.K. пишет: куда его ставить-то? т.к. по той информации, что выдал Sasha-777 Точно, забыл Получается репитер гирокомпаса только в рулевой колонке? Тогда пеленгатор заказать на магнитный компас на пеленгаторной. По нему считать ИП, а потом уже поправку МК и все вытекающие. То есть то что мы делаем обычно на борту, только пеленг брать с магнитного компаса (если конечно есть возможность установить пеленгатор на него).

A.K.: illi4 пишет: Тогда пеленгатор заказать на магнитный компас на пеленгаторной. По нему считать ИП, а потом уже поправку МК и все вытекающие. так там есть девайс для взятия пеленга с МК, только вот алгоритм, который вы предлагаете (его Sasha-777, тоже предлагал) будет просто через .опу и с погрешностью фиг-знает какой ибо кто даст гаранию, что таблица девиации МК верна? Поправку ГК можно получить по причальной линии (как об этом уже писали выше), по створам - врядли, т.к. есть подозрения, что репитер ГК в рулевой колонке не предназначен для взятия пеленгов.

illi4: A.K. пишет: через .опу и с погрешностью фиг-знает какой ибо кто даст гаранию, что таблица девиации МК верна? Девиацию можно определить и сравнить с табличной, что мы и делаем на всех судах. Например: Снимаем пеленг ориентира (светила к примеру), вычисляем истинный пеленг по таблицам, вычисляем попраку магнитного компаса, снимаем склонение с карты, вычисляем девиацию.

A.K.: illi4 в момент взятия пеленга с МК можете-ли вы одновременно снять показания курса с ГК и МК? при этом пелорус с котелком МК на monkey-bridge, а ГК в рулевой рубке. т.е. "залипуха" изначально будет присутствовать в этом методе определения поправки.

illi4: A.K. пишет: т.е. "залипуха" изначально будет присутствовать в этом методе определения поправки. Можно будет сослаться, что капитан был в это время на мостике и снимал ГКК, только потом не забыть это время отметить в его часах Работы и Отдыха, а то точно не поверят Думаю как вариант этот метод использовать можно так как выбор вариантов не велик.

stan64: Как то не так.Не может такого быть чтобы не было пеленгатора. Если есть главный компас то и есть пеленгатор на него.Может он быть любым.Репитеров может и не быть.

A.K.: stan64 пишет: Не может такого быть чтобы не было пеленгатора. Если есть главный компас то и есть пеленгатор на него. утопили, ченжданули (бронза однако ), слАмАлси... в общем про@бали (нужный способ подчеркнуть ) не в этом суть, на описываемом Sasha-777 судне,- нет рипитеров ГК, предназначенных для взятия пеленгов в круговом секторе 360 градусов, как то требует СОЛАС.

stan64: A.K. пишет: нет рипитеров ГК, предназначенных для взятия пеленгов в круговом секторе 360 градусов, как то требует СОЛАС. Как бы да.Все правильно. Может судно с постройки было таким.Но как без пеленгатора на ГК? Как проходили ПСК, сдавали и принимали дела и так далее..?Вот сейчас последние будут отвечать.

illi4: stan64 пишет: Как проходили ПСК, сдавали и принимали дела и так далее..? Что-то тут не чисто.

Sasha-777: Я всегда считал,что пеленгатором называют в сборе пелорус с котелком и съемной картушкой (или прицельной планкой-не знаю как точно наз-ся сей девайс,но думаю всем понятно о чем речь) , обычно установленный на крыльях мостика. Или я не прав? Так вот их нет! А съемный вышеуказанный девайс присутствует, но он же устанавливается только на ГМК !

stan64: Может где-то лежит и его пинают как не нужную вещь. Просто таких пеленгаторов не видели.Ведь буржуйские отличаются от наших. A.K. Так а по СОЛАС поправку ГК нужно определять раз за навигационную вахту.Или в журнале поправок писать, что поправку взять нельзя-на небе тучи.

A.K.: stan64 пишет: Может судно с постройки было таким.Но как без пеленгатора на ГК? Как проходили ПСК ну скажем так, ПСК может быть и не было (что в общем-то мало вероятно, что с 1979 года ни разу их судно не посетили , но а вдруг? ) но даже если и избежали ПСК, то есть Класс, который выдал сэфти констракшин и сэфти эквипмент, т.е. Класс подтвердил, что всё в соответсвии с конвенциями, значит... ... либо кто-то на асфалье в лыжи обутый... или Класс... или автор всей этой бури в стакне: Sasha-777 (может не заметил репитров на мостике)

stan64: Sasha-777 От теперь понятно. Если есть сьемный девайс то и проблем нет.А он может быть снят с главного компаса и перенесен на крылья. Короче у Вас есть чем брать поправку ГК.Потому и проблем не возникало и предшественники правильно вели журнал поправок ГК. Так что Sasha-777 изучайте матчасть!!!

illi4: stan64 пишет: и перенесен на крылья. Так на крыльях нет репитеров.

NLLAmerica: stan64 пишет: Так а по СОЛАС поправку ГК нужно определять раз за навигационную вахту.Или в журнале поправок писать, что поправку взять нельзя-на небе тучи. Нет такого требования.

NLLAmerica: Я думаю это или речник или озёрное судно или оффшорник, на которое СОЛОС не распространяется.

stan64: illi4 Ну тогда пусть берут поправку ГК с мостика.А то писали что вообще нету пеленгатора-ан есть оказывается. NLLAmerica Спорить пока не буду.В Питере в Июле проходил проверку Флага Либерии.Вот такое требование услышал от инспектора.

A.K.: Sasha-777 пишет: Я всегда считал,что пеленгатором называют в сборе пелорус с котелком и съемной картушкой (или прицельной планкой-не знаю как точно наз-ся сей девайс,но думаю всем понятно о чем речь) , обычно установленный на крыльях мостика. Или я не прав? Так вот их нет! А съемный вышеуказанный девайс присутствует, но он же устанавливается только на ГМК ! садись два, завтра ждём с родителями на форум

stan64: A.K. Да тут не с родителями, а с преподавателями с учебного заведения.

illi4: stan64 пишет: А то писали что вообще нету пеленгатора-ан есть оказывается. Просто человек оказывается сам не понимает о чём он говорит. Я из всего вышенаписанного понимаю, что у него на судне всего один репитер гирокомпаса встроенный в рулевую колонку. Других репитеров нет ни на мостике, ни на крыльях.

A.K.: NLLAmerica пишет: Нет такого требования. в СОЛАСЕ нет, вы правы, но есть в STCW 2 the standard compass error is determined at least once a watch and, when possible, after any major alteration of course; the standard and gyro-compasses are frequently compared and repeaters are synchronized with their master compass Watchkeepeing standards including Manila ammend (En) - pdf - 728 kb ещё

Sasha-777: illi4 пишет: Что-то тут не чисто. Да принимать не у кого было,приехал в ремонт,а там не до пеленгаторов,сами понимаете.Потом уже хватился,перед выходом в море после ремонта.Потом, через месяц,был PSC, куча замечаний,за исключением этого

Sasha-777: stan64 пишет: Ну тогда пусть берут поправку ГК с мостика Интересно как ?

stan64: A.K. Спасибо за ссылки! Sasha-777 Вот потому и замечаний по поправкам ГК не было.В этом вопросе у Вас все нормально.

illi4: Sasha-777 скажите у вас такое на борту есть?

stan64: Sasha-777 Что значит как? Взятием пеленга по Солнцу или по звездам.

NLLAmerica: A.K. пишет: есть в STCW Согласен. stan64 пишет: Sasha-777 Что значит как? Взятием пеленга по Солнцу или по звездам. Так репитера ГК нет. Наверное только на рулевой колонке, к которой пеленгатор не прицепишь.

stan64: NLLAmerica Вы не внимательны.Он написал что такой дивайс есть.Ну не может такого быть чтобы нельзя было взять поправку ГК.Значит на мостике стоит основной прибор ГК, он же и рулевой и по нему можно взять поправку.Правда как пишет А.К. только в пределах видимости. Значит нужно повернуть судно носом на Солнце, взять поправку и следовать дальше по заранее проложенному курсу. Такая постройка судна.

Sasha-777: illi4 пишет: у вас такое на борту есть? Похожее есть а если точнее,то «DHI-O2G»-Distance from Magnetic Compass

stan64: Sasha-777 Хорошо.А у Вас есть отдельно стоящий основной ГК и на рулевой колонке репитер.Есть ли 2 репитера? Или у Вас только одна картушка ГК на рулевой колонке?

NLLAmerica: stan64 пишет: Ну не может такого быть чтобы нельзя было взять поправку ГК. Так говорит, что не может.

stan64: NLLAmerica Значит судно не соответствует всем требованиям Конвенции.Судно -Фантом / невидимка/. Я на таком работал в Африке.Нас не было ни в одном компьютере.Откупались.

Sasha-777: stan64 пишет: Значит нужно повернуть судно носом на Солнце, взять поправку и следовать дальше по заранее проложенному курсу. Такая постройка судна. Да,именно так можно,хотя это идиотизм, или танцы с бубном. Спасибо всем откликнувшимся за помощь!

Sasha-777: stan64 пишет: Или у Вас только одна картушка ГК на рулевой колонке? Именно так...

stan64: Sasha-777 Это хороший опыт.Или как пишут правила-хорошая морская практика.Так вот моряки и приобретают бесценный морской опыт.Правда на себе.В любом случае, Вы поняли, что поправку ГК можно и нужно брать,хоть и предшественники писали туфту, но показать как это делать могли.

NLLAmerica: Inky пишет: цитата: Вопрос, кстати: в рубке то есть репитеры, с которых можно пеленг брать, или такая же история как на крыльях? Такая же... Саша 777 вы писали что в рубке такая же история как и на крыльях, т.е. нет репитеров, а теперь пишите что можно взять пеленг повернув судно. Мне на рыбалку в 6 утра вставать, а вы мозги пудрите.

Sasha-777:

stan64: NLLAmerica Да стоит на мостике основной прибор ГК.Он же и как рулевой и на него одев пеленгатор можно взять поправку ГК. Я такое видел.Правда на крыльях были репитеры ГК.

stan64: NLLAmerica Вот теперь Вам будут сниться караси с репитерами и поправками ГК.Удачной рыбалки!

Sasha-777: NLLAmerica пишет: Саша 777 вы писали что в рубке такая же история как и на крыльях, т.е. нет репитеров, а теперь пишите что можно взять пеленг повернув судно. Ну на рулевой колонке репитер есть,по нему и снимать отсчет Хорошего клева!

stan64: Sasha-777 А на рулевой колонке там стоит и основной ГК или есть спец.помещение для ГК?

A.K.: NLLAmerica пишет: Мне на рыбалку в 6 утра вставать, а вы мозги пудрите. Клев будет такой, что клиент забудет обо всем на свете. (с) з.ы. в Ашан на Петровке свежую рыбу завезли

Sasha-777: stan64 пишет: А на рулевой колонке там стоит и основной ГК или есть спец.помещение Как бы Вам объяснить.. (жаль,не знаю как фото вставить).Вообщем, отдельно рулевой колонки нет (судно маленькое,LOA-80м).На приборной панели - рулевой джойстик,чуть выше на 15-20см под углом 45 град. картушка репитера ГК(по нему и рулим .А вот под приборной панелью снизу к палубе закреплен сам корпус ГК,т.е. отдельно спец.помещения нет Р.S. Кстати,на картушку пеленгатор от МК никак не одеть

Inky: NLLAmerica пишет: Саша 777 вы писали что в рубке такая же история как и на крыльях, т.е. нет репитеров, а теперь пишите что можно взять пеленг повернув судно. Видимо, человек очень хотел выкрутиться. С момента последнего ответа поставил что-то.

illi4: Sasha-777 пишет: Кстати,на картушку пеленгатор от МК никак не одеть Так одевайте его на МК на пеленгаторной, считайте девиацию, поправку, ИП, ИК и оттуда же поправку ГК потом, как писал выше и всё у Вас будет пучком.

Sasha-777: ОК ! Спасибо всем за советы ! Inky пишет: Видимо, человек очень хотел выкрутиться. С момента последнего ответа поставил что-то. Да ничего я не выкручивался,просто не сталкивался до этого с таким,поэтому и обратился за помощью на форум.Может путанно объяснял ситуацию,ну уж извините! Теперь все понял с общей помощью,еще раз всех благодарю!

Mixer: stan64 пишет: Значит нужно повернуть судно носом на Солнце, взять поправку и следовать дальше по заранее проложенному курсу. причем так, вечерком на запад повернуть,а если приборная консоль мешает так зеркальцем зайчик запустить в пеленгатор, если он конечно установлен на главный ГК)))

Mixer: По створам расчитывать поправку ГК для вас будет проще всего.

Boanapart: Рубята, кому не в лом, решите задачку (Экипаж 2002), или я баран, или в програмке сбой... КК=45 град. ГКК=41 град. Магн. склонение 3 град. вост-ное. Поправка ГКК=-1 град. Определить девиацию МК. Програмка отвечает -5 град. Почему? (другие задачки решались нормально, а здесь -8)

Olegus: Boanapart пишет: КК=45 град. ГКК=41 град. Магн. склонение 3 град. вост-ное. Поправка ГКК=-1 град. Определить девиацию МК. Програмка отвечает -5 град. учтя поправку ГКК имеем ИК=40, ИК = ККгк + ΔГК ΔМК = ККмк - ИК = 45 - 40 = 5 ΔМК = d +δ = d + 3 d = ΔМК - 3 = 2 похоже на сбой...

Boanapart: Olegus Спасибо!

Пфс: Boanapart ΔМК= ИК - ККмк= -5 ΔМК = d +δ d = -5 - 3 = 8w у меня так получилось!

A.K.: Olegus пишет: учтя поправку ГКК имеем ИК=40, ИК = ККгк + ΔГК ΔМК = ККмк - ИК = 45 - 40 = 5 ΔМК = d +δ = d + 3 d = ΔМК - 3 = 2 похоже на сбой... в знаке ошибка, поправка МК не +5, а -5 ибо по условию КК=45, если прибавить поправку 5, то ИК будет 50, а должен быть 40, тогда в итоге d=8w

Olegus: Все, я ошибся. Сорри. Не туда перенес.

Olegus: A.K. ага, точно, спасибо. Но все равно не сходится с ответом.

Boanapart: Спасибо всем за участие, как по мне, Экипаж 2002 частенько "грешит" двоякими вопросами и разумной корректностью. Случались совершенно одинаковие два ответа из четырёх возможных, и из двух буква в букву одинаковых один неправильный. В задачках поправка ГК-са в 4 градуса и ничего... Надеюсь это лиш в обучающем режиме

Воваморяк: Далее будет несколько способов расчета истинного пеленга. вступительная картинка для Расчет поправки компаса по солнцу Расчет поправки компаса по солнцу 1. С ПОМОЩЬЮ NORRIE’S TABLE. В Норрисе нас интересуют три таблицы: таблица А, таблица B, таблица С. Они находятся где-то во второй половине, найти их легко, загляните в содержание. Таблица А и таблица В всегда идут в паре, т.е. когда вы откроете Норрис, то на левом развороте будет таблица А, на правом — таблица В. Переворачиваете, тоже самое, слева А, справа В. Рассмотрим таблицу А. Сверху и снизу листа имеется две строки. В них перечислены градусы LHA. А еще есть один столбик с самого краю, сверху вниз — это идут широты. Так вот, в таблицу А мы заходим с нашим LHA = 040°43.27’ и нашей широтой φ=44°35.31’ с.ш. Находим наше LHA = 40° в верхней строке. этим 40° градусам соответствует столбик с значениями А. Наше А будет на пересечении нашей широты 44° и нашего LHA = 40°. Интерполируйте значение, т.к. там указаны значения А для ровных широт и LHА, а у нас есть еще минуты и секунды и в широте и в LHA. Также у вашего значения А должен быть наименование N или S. Внизу страницы написана такая фраза «Named opposite to the latitude, except when the LHA is between 90° and 270°». Это значит, что А будет обратная по знаку широте, если LHA < 90° или LHA > 270°. И будет такого же знака, когда 90° < LHA > 270°. В нашем случае LHA = 40°<90°, отсюда следует что наименование А будет обратным широте. Широта северная, значит А южная. А= 1.14 S Аналогично в таблице B,только заходим в нее с нашим LHA – искать в верхней строке или нижней строке, и нашим Dec – искать в первом столбце. На пересечении будет наш В. Наименование В — N или S. Внизу таблицы написано как узнать наименование: «always named the same as Declination», т.е. такого же наименования, как и Dec. В= 0.02 S Имея А и В рассчитаем С. С = А+ В, когда А и В одноименные (оба северные или южные), тогда С получает такое же наименование как А и В. С= А-В, когда А и В разноименные (север юг), тогда С получает наименование того коэффициента, который больше. В нашем случае А и В оба южные, следует С= 1,14 + 0,02= 1,16 S. Теперь с нашим С и нашей широтой, заходим в таблиц С и получаем истинный пеленг на солнце (или азимут на солнце, true berring), только учтите, он будет в четвертном счете, нам его еще надо перевести в круговой счет. В четвертном счете у азимута два наименование, первое N или S, такое же как у С. Также Е или W в зависимости от значения LHA: E если LHA от 180° до 360° и W если LHA от 0° до 180°. Значит наш истинный пеленг ИП= 93.37 SW. Переведем из четвертного счета в круговой. Получим Истинный Пеленг ИП= 273,37° Вот всего и делов. Дальше заполняем Compass Error Book и получаем поправку компасов. Заполнить Compass Error Book займет около минуты, в этом нет ничего сложного. 2. РАСЧЕТ ПОПРАВКИ С ПОМОЩЬЮ АЛЬМАНАХА И ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. Этот расчет практически ничем не отличается, поэтому я просто сделал копию некоторых фраз выше в нужном порядке. По альмонаху рассчитаем LHA и Declination, абсолютно также как описано выше. А потом считаем А,В, С и истинный пеленг по формулам. Здесьвсеещепроще. A = tanφ / tanLHA , «Named opposite to the latitude, except when the LHA is between 90° and 270°» B = tanDec / sinLHA, «always named the same as Declination» C = A ± B С = А+ В, когда А и В одноименные (оба северные или южные), тогда С получает такое же наименование как А и В. С= А-В, когда А и В разноименные (север юг), тогда С получает наименование того коэффициента, который больше. Истинный пеленг (ИП), или на английском True Bearing или просто Азимут ИП= 1 / tan ( (cosφ) / С ) НЕ ПЕРЕПУТАЙТЕ, вы должны посчитать НЕ cos (φ/C) , А РАССЧИТАТЬ cosφ, потом поделить ее на С. Это и будет истинный пеленг на солнце, только учтите, он будет в четвертном счете, нам его еще надо перевести в круговой счет. В четвертном счете у азимута два наименование, первое N или S, такое же как у С. Также Е или W в зависимости от значения LHA: E если LHA от 180° до 360° и W если LHA от 0° до 180°. Значит наш истинный пеленг ИП= 93.37 SW. Переведем из четвертного счета в круговой. Получим Истинный Пеленг ИП= 273,37° Вот всего и делов. Далее заполняем Compass Error Book и получаем поправку компасов. В этой статье вы узнали, как расчитать истинный пеленг на солнце, который нам понадобиться для расчета поправки. Вот всего и делов. Дальше заполняем Compass Error Book и получаем поправку компасов. Как заполнять Compass error book напишу отдельной статье. 2. РАСЧЕТ ПОПРАВКИ С ПОМОЩЬЮ АЛЬМАНАХА И ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. Этот расчет практически ничем не отличается, поэтому я просто сделал копию некоторых фраз выше в нужном порядке. По альмонаху рассчитаем LHA и Declination, абсолютно также как описано выше. А потом считаем А,В, С и истинный пеленг по формулам. Здесьвсеещепроще. A = tanφ / tanLHA , «Named opposite to the latitude, except when the LHA is between 90° and 270°» B = tanDec / sinLHA, «always named the same as Declination» C = A ± B С = А+ В, когда А и В одноименные (оба северные или южные), тогда С получает такое же наименование как А и В. С= А-В, когда А и В разноименные (север юг), тогда С получает наименование того коэффициента, который больше. Истинный пеленг (ИП), или на английском True Bearing или просто Азимут ИП= 1 / tan ( (cosφ) / С ) НЕ ПЕРЕПУТАЙТЕ, вы должны посчитать НЕ cos (φ/C) , А РАССЧИТАТЬ cosφ, потом поделить ее на С. Это и будет истинный пеленг на солнце, только учтите, он будет в четвертном счете, нам его еще надо перевести в круговой счет. В четвертном счете у азимута два наименование, первое N или S, такое же как у С. Также Е или W в зависимости от значения LHA: E если LHA от 180° до 360° и W если LHA от 0° до 180°. Значит наш истинный пеленг ИП= 93.37 SW. Переведем из четвертного счета в круговой. Получим Истинный Пеленг ИП= 273,37° Вот всего и делов. Дальше заполняем Compass Error Book и получаем поправку компасов. Как заполнять Compass error book напишу отдельной статье. В этой статье вы узнали, как расчитать истинный пеленг на солнце, который нам понадобиться для расчета поправки.

-Varela-: И кому это все надо? непонятно... Лучше бы секретаршу присылали, что бы кучу бумаг разгребать!!!

`KG`: и не говори... с этим я разобрался я только с девиацией не могу определится. если гиро меньше чем магнитный значит девиация -2 градуса (W)

Lupus: `KG` пишет: я только с девиацией не могу определится. если гиро меньше чем магнитный значит девиация -2 градуса (W) Если вопрос касательно задачки от Boanapart, то девиация там будет -8. Пфс дал правильное решение.

Panda: На мой взгляд самый простой способ определения истинного пеленга светила это связка книг Nautical Almanac и Sight Redaction Tables. С Nautical Almanac _ LHA и DECLINATION. С широтой, LHA и DECLINATION входим в Sight Redaction Tables и находим истинный пеленг на данный момент.

зеленый: Ребята подскажи как вычесть 103*29,0S минус 56*32.8W и если можно полное объяснение, спасибо.

пролив: вот капитан нарисовал. ) для кадета. GC= 235 град дельта С -8 град V= 4 град дев= +5 град Ип 135 МП ? КП ?

A.K.: пролив пишет: вот капитан нарисовал. ) для кадета. GC= 235 град дельта С -8 град V= 4 град дев= +5 град Ип 135 МП ? КП ? во валит ссук.. ну в общем сволочь...

geestdijk: Сейчас первый раз на судне нахожусь, где нет магнитного. 2014 года постройки.

korablev: На сайте " key4mate " есть отличное видео, в котором разжевано все до мелочей касательно поправки : и по солнцу , и по луне , и по Марсу , и по Веге . Посвятить около 2.5 часов и не останется абсолютно никаких вопросов по этой теме :-) P.S. Не сочтите за рекламу ! К данному сайту , никакого отношения не имею , просто материал изложен уж очень доходчиво .

cтрелок-радист: Пральна, ящетаю. Фигли в академиях париться, преподов слушать? 2 часа видео с ютуба - всё, готовый штурман!

Nike: Здравствуйте. у кого какие идеи по такому вопросу? все репитеры на мосту согласованы. беру азимут на правом репитере-поправка средняя ~ -5градусов.на левом репитере и центральном ~ +3 градуса. причем у всех помощников примерно одинаковые поправки получаются.думал я что-то не так делаю,хз. проверил по створным знакам - получилось -1 градус, в точности уверен.проверил по причалу-то же самое. компас был обслужен техником уже когда знали о таких разбегах. он его выключал,потом часа три приходил в меридиан. Ну то что по створам 1 градус это нормально еще. Но что не так с репитерами?

Gonec: Nike пишет: проверил по створным знакам - получилось -1 градус, в точности уверен.проверил по причалу-то же самое Я так пониаю у причала тоже -1? А вы попробуйте посчитайте поправку когда стоите у причала, но только по солнцу на рассвете или закате, она такая же будет? Немного не понятно, если репитеры согласованы то как у них может быть поправка +3 и -5? Вы пробовали брать поправку в одно и тоже время со всех репитеров?

A.K.: Gonec пишет: Немного не понятно, если репитеры согласованы то как у них может быть поправка +3 и -5? Вы пробовали брать поправку в одно и тоже время со всех репитеров? раздолбаное азимутальное кольцо из-за больших люфтов поправка хрен знает какая.

Nike: По причалу тоже -1. Да,хотел проверить в порту,но тучи не позволили.в следующем проверю. такие разбеги одновременно.то есть я взял поправку на правом,решил проверить по левому и центральному-поправка с другим знаком.я понимаю если бы она была с одним знаком.какой-то бред. пеленгатор смотрел,на вид целый.на стол положил - уровень нормально показывает.ему только год.в следущем порту проверю опять по причалу и солнцу.спасибо за ответы

A.K.: Nike пишет: пеленгатор смотрел,на вид целый.на стол положил - уровень нормально показывает.ему только год. чудеса новостроев! репитеры установлены под углом к диаметральной плоскости судна т.е. репитера отображают правильное значение курса, но при этом направление (ось) не четко параллельно ДП, а смещёны на небольшой угол в сторону какого-либо борта. Окоррекитируйте положение пелорусов в порту. Пелорус к станине крепится болтами, так что развернуть на пару-тройку градусов не сложно, лишь бы сварные в ярде правильно приварили саму станину и у пелорусов было бы достаточно хода, что-б не пришлось допиливать крепёжные прорези из-за недостатка хода.

Gonec: A.K. пишет: раздолбаное азимутальное кольцо из-за больших люфтов поправка хрен знает какая Честно говоря, никогда не сталкивался как и с этим. A.K. пишет: репитеры установлены под углом к диаметральной плоскости судна Любопытно даже мосмотреть на такое чудо инженерной мысли Просто я предположил, если у причала или на якоре тоже поравка будет -1 по солнцу, то возможно скорость судна на гиро не поставлена в авто мод после перезагрузки сервиса. Но в таком случае должна быть одинаковая поправка на всех репитерах в одно и тоже время....

-Varela-: Че то мне не совсем понятно какое отношение имеет репитер который стоит не в дп судна, если пеленг берется по картушке репитера на светило , а она постоянно показывает на север? Да хоть на 180 градусов его разверните, все равно пеленга на объект это никак не касается. Это если смотреть курс судна, то тут другое дело.

A.K.: Gonec пишет: Любопытно даже мосмотреть на такое чудо инженерной мысли так а что на него то смотреть? это-же не под углом к горизонту... стоит себе пелорус не привлекая лишнего внимания, судя по описанию проблемы получилось так, что за год эксплуатации врядли кого-то заинтересовала природа этой поправки, а в журнал наверняка писали залипухи. Но наш форумчанин Nike оказался не из таких, за что ему только плюс. Вот на картинке пелорус, в месте крепления к станинне имеются 4 крепёжных болта и небольшой ход, позволяющий вращать пелорус на несколько градусов в стороны. Разварачивая пелорус относительно станины меняют своё положение уши (фиолетовые стрелки), в которых жестко закреплён карданов подвес репитера. Задача выставить эти уши так, что-бы их ось была паралельна ДП. Природа возникшей ошибки: если ось не параллельна ДП, а завалена букально на пару градусов в сторону какого-то из бортов, что визуально может быть и не ощущается, то при согласовании репитеров штурмана обычно выставляют значение курса с мамы. Т.е. в этом случае в какой-то из репитеров изначально вносится погрешность, которая позже обнаруживается при рсчёте поправки. Вдогонку, вот ярдовский косяк с установкой: Вопрос как брать пеленга? Подпрыгивать? Позирует бригадир занимавшийся установкой приборов на мостике (взят для наглядности) это ещё не самый низкий китаец...

cтрелок-радист: A.K. пишет: вопрос как брать пеленга? Подпрыгивать? на фото в корму от репитера приварено основание для "крыльца", где будет находиться помощник во время снятия пеленга, нет?

A.K.: cтрелок-радист пишет: на фото в корму от репитера приварено основание для "крыльца", где будет находиться помощник во время снятия пеленга, нет? Да ты капитанище Понятно, что это "крыльцо" для взятие пеленга, только вот теперь всем объектам в приказном порядке выстроиться строго по курсу судна +/- 30 градусов. Как брать пеленг на объект на траверзе? одной ножкой на "порожек", а второй на планширь и изобразить "раскоряку" коровы из Особенностей национальной охоты? или как брать пеленг на светило, которое находится по корме? поэтому я и написал, что это ярдовский косяк и "порожек" этот должен был быть круговым полностью вокруг пелоруса.

knotHead: A.K. пишет: поэтому я и написал, что это ярдовский косяк и "порожек" этот должен был быть круговым полностью вокруг пелоруса. И даже если нет такого кругового порожка,то на этом уровни сварены металлические остовы,и на них кладутся деревянные пайолы.Сверху этих деревянных конструкций ,можно положить резиновые коврики.Но такого кизяка,как на тех фотках ,я вижу впервые.Вот куда,дошёл прогресс.

A.K.: -Varela- пишет: Че то мне не совсем понятно какое отношение имеет репитер который стоит не в дп судна, если пеленг берется по картушке репитера на светило , а она постоянно показывает на север? Да хоть на 180 градусов его разверните, все равно пеленга на объект это никак не касается. Читайте внимательно, речь шла не про репитер, который находится в ДП, а о том, что рептер закреплён в пелорусе, ось которого не параллельна ДП. Если вы так уверены в своей правоте и что это положение вещей никак не повлияет на взятие пеленгов, то для простоты картины создадим условия: - гирокомпасс имеет поправку 0 градусов, - судно следует строго на север, - один из пелорусов развёрнут на несколько градусов и его ось не параллельна ДП, - штурман соглосовал все репитера и показания курса на репитере (который находится на этом развёрнутом пелорусе) будет уже с заведомой погрешностью, не так ли? Т.е. по условию ГКК - 0, репитер, установленный на развёрнутом пелорусе будет отображать 0 градусов, но фактически репитер не будет указывать на истинный север, со всеми вытекающими последствиями Надеюсь, доходчиво объяснил.

Lupus: -Varela- пишет: Че то мне не совсем понятно какое отношение имеет репитер который стоит не в дп судна, если пеленг берется по картушке репитера на светило , а она постоянно показывает на север? Да хоть на 180 градусов его разверните, все равно пеленга на объект это никак не касается. Это если смотреть курс судна, то тут другое дело. Репитер — это не компас, как его не крути. Это прибор, который повторяет показания гирокомпаса (матки). По этой причине репитеры крыльев согласовывают с основным репитером, находящемся на мостике по которому рулит рулевой. Часто у основного репитера бывает разница с маткой, но это уже не важно. Так шо, если быть дотошным то мы вычисляем не поправку гирокомпаса, а поправку основного гирокомпасного репитера. Как то так.

Lupus: Nike пишет: Здравствуйте. у кого какие идеи по такому вопросу? все репитеры на мосту согласованы. беру азимут на правом репитере-поправка средняя ~ -5градусов.на левом репитере и центральном ~ +3 градуса. причем у всех помощников примерно одинаковые поправки получаются.думал я что-то не так делаю,хз. проверил по створным знакам - получилось -1 градус, в точности уверен.проверил по причалу-то же самое. компас был обслужен техником уже когда знали о таких разбегах. он его выключал,потом часа три приходил в меридиан. Ну то что по створам 1 градус это нормально еще. Но что не так с репитерами? Получается у Вас поправки с трех репитеров существенно (!) не совпадают с поправкой основного репитера. Действительно чудеса! Тут лучше еще все десять раз проверить и только после этого предпринимать какие то меры. Я так понял поправку основного репитера Вы определили по створу. Попробуйте определить поправку по створу с помощью центрального репитера.

A.K.: в дополнение в своему вчерашнему посту 6415 для наглядности картины, слева репитер, установленный на пелорусе, ось которого параллельна ДП, справа отклонена примерно на 6 градусов, оба репитера согласованы... при взятии пеленга на одно и то-же светило имеем вот такой результат. Надеюсь, всё доходчиво и наглядно.

cтрелок-радист: A.K. пишет: Да ты капитанище Ты не в теме. Теперь это называется" Адмирал Ясенх@й" Согласен, должен быть по кругу. зы: ну или так

Nike: A.K. пишет: Nike пишет:  цитата:пеленгатор смотрел,на вид целый.на стол положил - уровень нормально показывает.ему только год. чудеса новостроев! репитеры установлены под углом к диаметральной плоскости судна т.е. репитера отображают правильное значение курса, но при этом направление (ось) не четко параллельно ДП, а смещёны на небольшой угол в сторону какого-либо борта. Окоррекитируйте положение пелорусов в порту. Пелорус к станине крепится болтами, так что развернуть на пару-тройку градусов не сложно, лишь бы сварные в ярде правильно приварили саму станину и у пелорусов было бы достаточно хода, что-б не пришлось допиливать крепёжные прорези из-за недостатка хода. Здравствуйте! Все точно так как вы и описали! Проверили по засечкам на картушках. Поставили кольцо, "соединили" нитку с засечкой, чтоб было нагляднее. Получилось что эта засечка, и пелорус, выставлены не параллельно ДП, а чуть повернуты влево на правом крыле, и соотв. вправо на левом крыле, и оба направлены с крыла на носовую мачту! Решение простое, пятиминутное, как вы и подсказали - чуть послабили болты и развернули в пелорус ДП. Спасибо!

A.K.: Nike спасибо, что отписались о результате.

Юджин: A.K. пишет: чудеса новостроев! репитеры установлены под углом к диаметральной плоскости судна т.е. репитера отображают правильное значение курса, но при этом направление (ось) не четко параллельно ДП, а смещёны на небольшой угол в сторону какого-либо борта. Окоррекитируйте положение пелорусов в порту. Пелорус к станине крепится болтами, так что развернуть на пару-тройку градусов не сложно, лишь бы сварные в ярде правильно приварили саму станину и у пелорусов было бы достаточно хода, что-б не пришлось допиливать крепёжные прорези из-за недостатка хода. Бывает же такое, надо намотать на ус.



полная версия страницы